Рецензия на сериал «Прометей» — фантастический триллер о пропавшем самолете
Отечественный ответ «Тьме», который не оправдывает ожиданий.
Прометей 2024-2025 1 сезон / детектив триллер фантастика / Россия Режиссер: Максим Свешников В ролях: Филипп Янковский Любовь Аксенова Дмитрий Чеботарев Александр Алябьев
Научно-фантастический триллер «Прометей», созданный режиссером Максимом Свешниковым и сценаристом Вадимом Свешниковым, позиционировался как одна из самых интригующих отечественных премьер декабря. Премьера сериала состоялась на Международном московском фестивале, где он получил теплые, но сдержанные отзывы. В рамках промокампании создатели не стеснялись сравнивать проект с такими громкими западными аналогами, как «Грань», «Тьма», «Довод» и «Начало». Однако, несмотря на очевидные попытки вдохновиться этими шоу, «Прометей» оказывается далек от заявленных высот.
Филипп Янковский в роли Шапошникова на кадре из сериала «Прометей»
Завязка: исчезнувший самолет
Сюжет разворачивается в 1998 году, когда самолет, выполнявший рейс из Барнаула в Москву, внезапно исчезает с радаров. Поиски воздушного судна не приносят результатов, и трагедия становится загадкой для следствия. Спустя 22 года в одной из московских квартир раздается телефонный звонок: мужчина утверждает, что он — пассажир того самого рейса. Однако связь обрывается, оставляя больше вопросов, чем ответов.
Бывший сотрудник спецслужб Шапошников (Филипп Янковский) берет дело под личный контроль и собирает команду специалистов: независимую журналистку Анну (Любовь Аксенова), преподавателя физики Вадима (Дмитрий Чеботарев) и инженера Никиту (Александр Алябьев). Их расследование приводит к находке — самолет обнаруживают в горах Алтайского края. Он невредим, но полностью пуст. Ответы на загадку исчезновения оказываются куда сложнее, чем кажется.
Филипп Янковский в роли Шапошникова на кадре из сериала «Прометей»
Вдохновение и сравнения
В интервью «Кинопоиску» Максим Свешников рассказывал, что черпал вдохновение в древнегреческих мифах, научных теориях Стивена Хокинга и Митио Каку, а также легендах народов Алтая. На деле же основная завязка практически дословно повторяет американский сериал «Манифест», где пассажиры самолета пропадают на несколько лет. К счастью, дальнейшие пути двух проектов расходятся, но это не спасает «Прометей» от проблем.
Проблемы реализации
Свешниковы известны своим мастерством в создании простых человеческих историй, однако работа с элементами сверхъестественного оказывается для них сложной задачей. «Прометей» часто теряется на поворотах: сюжет о физическом парадоксе дополняется мистическими элементами — шаманами, привидениями, осознанными сновидениями и предсказаниями будущего. Эти составляющие плохо сочетаются друг с другом и порой противоречат внутренней логике повествования. Создается впечатление, что создатели не смогли определиться с жанром: научно-фантастический экшен, конспирологический триллер или фолк-хоррор? В итоге сериал пытается быть всем сразу, но теряет фокус и глубину.