Рецензия на сериал «Преступление и наказание» в XXI веке: когда классика сталкивается с современностью
Авторское переосмысление классического романа: с чертом, электросамокатами и голыми ягодицами.
Преступление и наказание 2024 1 сезон / драма триллер / Россия Режиссер: Владимир Мирзоев В ролях: Иван Янковский Любовь Аксенова Тихон Жизневский Владимир Мишуков
Сериал «Преступление и наказание» , представленный на платформе Кинопоиск , предлагает зрителям новое прочтение романа Фёдора Достоевского. Главный герой, студент Родион Раскольников (Иван Янковский), бродит по современному Петербургу, планируя убийство старухи-ростовщицы (Ёла Санько). Однако его ментальное состояние всё больше ухудшается, а планы остаются неясными. Всё усложняется появлением загадочного черта (Борис Хвошнянский) — персонажа, который либо является плодом воображения героя, либо представляет собой настоящего дьявола.
Тихон Жизневский в роли Дмитрия Разумихина на кадре из сериала «Преступление и наказание»
Модернизация классики
Перенос истории в наши дни — явление уже не новое. Например, финский режиссёр Аки Каурисмяки также отправлял Раскольникова в современный мир. На фоне других адаптаций, таких как «Азазель» с альтернативной историей России, новая версия Достоевского выглядит довольно скромно. Герои ходят по современному Петербургу, но почти не пользуются телефонами, не обсуждают тренды, а их диалоги цитируют первоисточник. Это создаёт ощущение условности сеттинга: будто бы модернизация используется лишь для экономии бюджета, а не для создания нового взгляда на классику.
Стиль и мистика
Визуально сериал напоминает предыдущую работу режиссёра Михаила Мирзоева — мрачные и сюрреалистичные «Топи» . Здесь же история дополняется элементами мистики: практически все герои общаются с чертом, роль которого исполнил харизматичный Борис Хвошнянский . Однако ещё больше внимания уделяется сексуализации персонажей и откровенным сценам. От БДСМ-практик до случайных измен — всё это создаёт ощущение, что авторы пытаются заменить философскую глубину книги зрелищностью и провокациями.
Иван Янковский в роли Родиона Раскольникова на кадре из сериала «Преступление и наказание»
Проблемы адаптации
Главный недостаток сериала заключается в том, что он теряет суть оригинала. Раскольников из романа — сложный философствующий персонаж, который размышляет о границах добра и зла. В новой версии он превращается в городского сумасшедшего, который больше занят абсурдными трипами, чем рефлексией. Остальные герои также выглядят карикатурно: Свидригайлов — мерзкий манипулятор, Лужин — подлый шакал, а Марфа Петровна (Юлия Снигирь) — женщина-хищница, чьи действия кажутся излишне театральными.
Итог
Сериал вызывает смешанные чувства. С одной стороны, попытка осовременить классику заслуживает уважения. С другой — результат выглядит как набор сюрреалистичных и плохо связанных между собой сцен. Зрители видят качели с детьми, черта, бегающего вокруг фонтана, и откровенные сцены, которые мало добавляют к пониманию произведения.
Если вас интересует более традиционная интерпретация классики или сравнение различных адаптаций произведений Достоевского, рекомендуем обратиться к материалам на сайте LitHub , где собраны аналитические статьи и обзоры литературных экранизаций.