Рецензия на первые серии сериала «Волк»: политический детектив, который не боится запутать зрителя
Любопытный детективный сериал с претензией на историческую правду, страдающий от своей избыточности.
Волк 2020 1 сезон / детектив / Россия Режиссер: Геннадий Островский В ролях: Денис Шведов Сергей Маковецкий Антон Васильев Артур Смольянинов
Прежде чем начать разговор о сериале «Волк», стоит предупредить: это кино наверняка вызовет у зрителей самые противоречивые реакции — от восхищения до полного замешательства. С экрана льется поток сложных сюжетных линий, исторических отсылок и загадочных персонажей, которые то исчезают, то вновь появляются в самых неожиданных местах. Режиссер Геннадий Островский, работающий с материалом романа Александра Терехова «Каменный мост», пытается создать многослойное повествование, где сплетаются прошлое и настоящее, политические интриги и личные трагедии. Но получилось ли у него превратить этот густой литературный текст в зрелищное кино? Ответ на этот вопрос зависит от того, готов ли зритель принять правила игры, заданные авторами.
Работа над сериалом явно была амбициозной. Создатели взяли за основу детектив с элементами конспирологии, добавили историческую реконструкцию и щедро приправили все это экшеном. Главный герой Александр Волк (Денис Шведов) — бывший разведчик, вернувшийся из плена на Ближнем Востоке, становится участником расследования, которое затягивает его в водоворот событий, произошедших более 70 лет назад. Сюжет разворачивается сразу в нескольких временных пластах: современная Москва, Америка и Мексика 1941 года, а также трагедия на Каменном мосту в 1943 году.
Денис Шведов в роли Александра Волка на кадре из сериала «Волк»
Сериал пытается показать, что российское кино тоже способно снимать сложные многослойные истории, напоминающие западные политические триллеры или исторические детективы. Однако результат получился неоднозначным. Дата релиза была выбрана так, чтобы привлечь внимание к проекту как серьезной драме, но уже после просмотра первых серий становится ясно, что фильм скорее напоминает попытку объять необъятное. Сегодня прогнозы для сериала с бюджетом, очевидно, немаленьким, выглядят скромно: зрители либо увлекутся запутанными хронологиями и загадками, либо просто потеряют нить повествования.
Сергей Маковецкий в роли Уманского на кадре из сериала «Волк»
Промоматериалы обещали красочный детектив с элементами шпионского триллера: загадочные металлические солдатики, тайная кинопленка, убийство дочери советского дипломата и сын высокопоставленного чиновника, найденный мертвым в центре Москвы. Но получилось нечто среднее между исторической драмой, политическим триллером и авантюрным боевиком. Фильм словно кричит в пространство все свои находки, не давая зрителю времени перевести дух. Островский вопит в ухо: «А у меня Сергей Маковецкий играет советского дипломата! А у меня Артур Смольянинов — бессмертный рядовой Безрук! А у меня параллельно развиваются четыре сюжетные линии! А еще у меня есть Мексика, убийство Троцкого и заговоры в Кремле!» После просмотра кажется, что половина происходящего на экране — это галлюцинация, но проверить эту догадку, пересмотрев сериал, вряд ли хватит сил.
Марина Зудина в роли Раисы Уманской на кадре из сериала «Волк»
Многие идеи явно позаимствованы из других произведений, что в эпоху постмодернизма совершенно нормально. Список референсов можно продолжать бесконечно:
- трагедия на Каменном мосту отсылает нас к классическим детективам;
- образы советских дипломатов напоминают персонажей из «Семнадцати мгновений весны»;
- сцены в Мексике явно вдохновлены фильмами о Троцком;
- сам сериал по своей структуре напоминает такие многослойные проекты, как «Чернобыль» или «Террор»;
- безликие боевики-злодеи — это отсылка к дешевым боевикам 90-х;
- а сцены с голыми руками Безрука против пулеметов больше похожи на трэшовые моменты из фильмов категории «B».
Кадр из сериала «Волк»
Что же пошло не так? Ответ очевиден: «Волк» не стал фильмом для всей семьи или хоть какой-то конкретной аудитории. Это грандиозный художественный акт, цель которого остается загадкой. Возможно, Островский хотел укусить руку, кормящую российское кино, показав, насколько невменяемым может быть результат государственной поддержки. Или, наоборот, попытался двигать отечественное кино вперед, создавая что-то новое.
Ключом к пониманию сериала служит его нарративная структура. Ее очень много, она сделана в весьма шизофреничном стиле и крайне неровна по качеству. Живые актеры и нарисованные поверх них эффекты плохо сочетаются друг с другом, особенно ужасны боевые сцены, которые явно были добавлены для массовки.
Кадр из сериала «Волк»
Островский, помимо своей роли режиссера, также является сценаристом проекта, что делает его кровно заинтересованным в том, чтобы развивать отрасль. «Волк» кажется тем фильмом, к которому он шел много лет, от простых детективов через исторические драмы он добрался вот сюда, к визуальной поэзии, в которой пока что не хватает ритма, слога и смысла, но интенция его уже похвальная. Наконец-то, чтобы показать наш уровень в кино и убедить население в том, что Россия еще о-го-го, снимают не патетику, не гремящее оружием военное кино, а выводят видавшего виды отечественного зрителя в пространство чистой фантазии, которой так много, что от нее банально устаешь.
Закрывая глаза на все недостатки, неожиданно начинаешь ценить эту взрывную креативность. Да, сериал пока не вышел даже в плей-офф, но, возможно, следующая работа Островского окажется той самой, которая вдруг найдет отклик у зрителей.