Рецензия на фильм «Цой»: Попытка взглянуть на культовую фигуру через призму трагедии
Неуклюжая мелодрама о водителе «Икаруса», в аварии с которым погиб Виктор Цой.
Цой 2020 драма / Россия Режиссер: Алексей Учитель В ролях: Евгений Цыганов Паулина Андреева Марьяна Спивак Илья Дель Буду смотреть
Проблемный водитель Павел Шелест (Евгений Цыганов) попадает в страшную аварию на своём «Икарусе» — он врезается в «Москвич» известного на весь СССР Виктора Цоя, из-за чего музыкант мгновенно погибает. Шелест не виноват в случившемся, но это мало кого волнует: народный гнев всё равно рано или поздно его настигнет. Чтобы как-то смягчить ситуацию, его ставят водителем автобуса, на котором гроб с Цоем перевезут из Латвийской ССР в Санкт- Петербург. С ним же там едет Марина, бывшая жена Виктора (Марьяна Спивак), со своим новым ухажёром (Илья Дель) и сыном (Мария Пересильд), последняя любовь Полина (Паулина Андреева), музыкальный продюсер (Игорь Верник) и взбалмошная фотограф Вика (Надежда Калеганова).
Режиссёра Алексея Учителя жизнь явно ничему не учит — вслед за «Матильдой» он умудрился снять ещё один абсолютно безобидный фильм, который тем не менее стал причиной большого скандала. Родственники солиста «Кино» писали письма в Министерство культуры с просьбами запретить прокат «Цоя» — мол, они не давали согласия на использование образа Виктора, да и картина всё переврала. Можно подумать, в фильме действительно представлен какой-то провокационный или, может, ревизионистский взгляд на фигуру культового рок-музыканта и его окружения — но нет, на деле всё очень скромно и, простите, конвенционально. Самое тяжкое преступление Учителя здесь — название фильма, обманом завлекающее в кино тех, кто не любит читать синопсисы и потому решит, что на экране его ждёт байопик о Викторе Цое.
Евгений Цыганов в роли Павла Шелеста на кадре из фильма «Цой»
О самом Цое режиссёр уже, впрочем, снимал кино — пускай и не игровое. Ещё в 1987-м был «Рок», одна из первых картин, осмыслявших культурный феномен «Кино», «Аквариума» и прочих молодых и дерзких. В 1992-м, после смерти Цоя, он сделал документалку «Последний герой», где образ музыканта собирался из рассказов его близких — тех самых, что через тридцать лет пойдут на Учителя войной. В 2009-м было своеобразное продолжение, «Последний герой: Двадцать лет спустя», где Учитель смотрел на путь музыканта с изменившейся временной дистанции. В общем-то, неудивительно, что после всего этого он не захотел снимать ещё одно кино «про Цоя», а подошёл к теме с неординарной стороны — с перспективы водителя злосчастного «Икаруса».
Паулина Андреева в роли Полины на кадре из фильма «Цой»
Одной из ключевых тем фильма является конфликт личного и общественного. С одной стороны, это история о том, как общество обвиняет невиновного человека, а с другой — о людях, для которых Цой был больше, чем просто музыкантом.
Ещё одна важная тема — память и культурное наследие. Фильм исследует, как образ Цоя остаётся живым в сердцах людей, даже спустя десятилетия после его смерти.
Наконец, фильм затрагивает тему горя и искупления. Персонажи пытаются справиться со своей болью, находя утешение в общении друг с другом и воспоминаниях о Цое.
Главным достоинством фильма является работа актёров.
Особенно впечатляет Евгений Цыганов , чей Павел Шелест — это сложный персонаж, сочетающий в себе чувство вины, страх и стремление искупить свою ошибку. Цыганов мастерски передаёт внутренние конфликты героя, делая его особенно человечным.
Особенно ярко проявляет себя Паулина Андреева , исполнившая роль Полины. Её героиня — это сильная, но уязвимая женщина, которая пытается справиться с потерей любимого человека.
Фильм отличается скромным визуальным стилем. Учитель использует простые операторские решения, чтобы сосредоточиться на эмоциях персонажей.
Особенно удачно передана атмосфера трагедии. Зрители чувствуют, как персонажи сталкиваются с болью утраты, пытаясь найти утешение в воспоминаниях и общении друг с другом.
Одним из главных недостатков фильма является его предсказуемость. Несмотря на интересный концепт, сюжет остаётся довольно шаблонным, напоминая мелодраматическое роуд-муви.
Кроме того, персонажи остаются односложными и недостаточно проработанными, что снижает уровень вовлечённости зрителя.
«Цой» — это фильм, который понравится поклонникам творчества Виктора Цоя и тем, кто интересуется культурными феноменами советской эпохи.
Если вам важны темы памяти, горя и искупления, этот проект стоит посмотреть. Однако тем, кто предпочитает более оригинальные и глубокие сюжеты, он может показаться поверхностным.