Рецензия на фильм «Реальные пацаны против зомби»: Когда провинциальная жизнь страшнее апокалипсиса
Полнометражные приключения чётких пермяков во время апокалипсиса, за которые вам будет невероятно стыдно.
Реальные пацаны против зомби 2020 комедия / Россия Режиссер: Жанна Кадникова В ролях: Николай Наумов Зоя Бербер Владимир Селиванов Марина Федункив
Вот и добрались «Реальные пацаны» до большого экрана — теперь с зомби, но без потери своей фирменной эстетики. Фильм Жанны Кадниковой продолжает историю пермских гопников, которые, как оказалось, могут выжить в любой ситуации, даже в условиях зомби-апокалипсиса. Правда, сам апокалипсис здесь скорее фон, чем центральный элемент повествования. Главное действие разворачивается вокруг всё тех же бытовых проблем, недоразумений и вечных попыток Коляна завоевать Леру.
Всё тривиально: Вован возвращается из отпуска и привозит друзьям «стоматит» (или сталактит — кто их вообще различает?). Подарок моментально отправляют на свалку, где его клюют голуби. А дальше происходит неизбежное: птицы заражаются таинственным вирусом, который превращает их в кровожадных мутантов, а те, в свою очередь, распространяют инфекцию среди местных жителей. Проходит год, и Пермь оказывается в осаде: город оцеплен, государство делает вид, что ничего не происходит, а выжившие пытаются адаптироваться к новой реальности.
Но знаете что? Даже зомби-вирус не способен изменить быт персонажей. Колян по-прежнему косячит перед Лерой, Вован с Шакалом ищут подработку (теперь уже на подпольных боях с ходячими мертвецами), а Базанов с Игорем Сергеевичем продолжают патрулировать улицы, только теперь зачищая их от зомби.
Один из ключевых мотивов фильма — это провинциальная стагнация. Зомби-вирус здесь не главный враг, а лишь метафора. Настоящая проблема героев — это их собственная жизнь, которая давно застыла на месте. Лера в какой-то момент прямо говорит Коляну, что он сам похож на ходячего мертвеца: ни целей, ни стремлений, только бесконечные попытки исправить очередной косяк.
Однако конфликт этот так и остаётся незавершённым. Вместо глубоких размышлений о жизни и смысле существования фильм предлагает простое решение: любовь — главное лекарство от всех вирусов. Заявление, конечно, смелое, но проверять его никто не собирается.
Если сравнивать «Реальных пацанов против зомби» с чем-то вроде «Непосредственно Каха», то становится очевидно, что последние куда более трагичны. Там за шутками скрывались настоящие человеческие драмы: нереализованные мечты, внутренние противоречия, чувство безысходности. Здесь же всё намного проще.
Фильм — это полуторачасовой мем: коронавирусные аллюзии, шашлыки во время эпидемии, треки Моргенштерна и фразочки вроде «так-то». Повествование распадается на скетчи: Вован пытается помочиться на ходу, потому что за ним идёт зомби; мать Коляна прячет мёртвого Арменку от полиции; Леру кусают, и Колян отправляется на поиски лекарства. История превращается в рваные фрагменты, диалоги — в крылатые фразы.
Зомби здесь тоже больше мем, чем реальная угроза. К 2020-м годам этот жанровый элемент окончательно утратил серьёзность, превратившись в узнаваемый поп-культурный символ.
Гарик Харламов однажды сказал, что его проекты рассчитаны на определённую публику — ту, которая терпима к грубому юмору и готова принимать его условия игры. То же самое можно сказать и о «Реальных пацанах». Это эталон кринж-комедии, где все блюют, мочатся, изображают гопников и сексуализируют каждую более-менее привлекательную женщину.
В рамках современного дискурса такие фильмы часто называют «ископаемыми». Но, как ни странно, они продолжают собирать кассу лучше любого авторского проекта о тяжёлой жизни в постсоветской действительности. Почему? Потому что зрители узнают себя или своих знакомых в этих героях. Для многих «Пацаны» — это не просто комедия, а отражение реальной жизни, пусть и в преувеличенном виде.
Что действительно интересно в «Реальных пацанах», так это их способность иногда показать настоящую провинциальную Россию. Вот Колян пробирается через бюрократические препоны в местном ДК, чтобы спасти Леру. Вот герои обсуждают, как государство игнорирует региональные проблемы. Эти моменты редки, но именно они делают сериал почти злободневным.
К сожалению, таких сцен могло бы быть больше. Вместо этого создатели предпочитают сосредоточиться на шутках и абсурде, не пытаясь глубже осмыслить особенности провинциальной жизни.
«Реальные пацаны против зомби» — это не столько фильм о конце света, сколько о том, как живут люди в далёкой от столицы России. Здесь нет места для глубоких размышлений или социальной критики. Всё просто: пиво в одной руке, цветы для любимой в другой, и никаких иллюзий насчёт будущего.
Фильм, конечно, не для всех. Но если вы готовы принять его правила игры, то получите заряд энергии и пару десятков мемов на ближайшее время. А может, даже увидите в героях что-то от себя или своих знакомых. Ведь, как ни крути, «пацаны» — это не просто сериал или фильм. Это часть нашей культуры, которую мы, вероятно, ещё долго не сможем игнорировать.