Рецензия на фильм “Последний богатырь: Корень зла” – когда сказка теряет свою легкость
Продолжение успешного отечественного фэнтези по мотивам русских народных сказок.
Последний богатырь: Корень зла 2020 приключения фэнтези / Россия Режиссер: Дмитрий Дьяченко В ролях: Виктор Хориняк Мила Сивацкая Екатерина Вилкова Елена Яковлева
Сиквел “Последнего богатыря” (совместный проект Disney и Yellow, Black and White) не заставил себя ждать – а точнее, даже не один. Уже на следующие новогодние праздники запланирован выход третьей части. Возможно, продюсеры мечтают о семи частях франшизы или хотя бы о четырех, но пока сложно предугадать, хватит ли инерции успеха первого фильма для таких масштабов.
Виктор Хориняк в роли Ивана на кадре из фильма «Последний богатырь: Корень зла»
Создатели сиквела явно рассчитывают на подготовленную аудиторию, которая помнит все детали оригинального фильма, даже сквозь шампанское опьянение. Юмор строится на отсылках, и многие гэги тянутся с первой части. Если вы забыли сюжет, возможно, стоит пересмотреть оригинал перед походом в кино. А мы напомним вкратце. Иван – сирота, участник шоу “Битва магов” и колдун, специализирующийся на приворотах, отворотах и других способах разводить доверчивых клиентов на деньги. По воле судьбы он попадает в сказочное Белогорье, где знакомится с настоящим волшебством, встречает своего отца – богатыря Илью Муромца, побеждает злодеев (колдунью Варвару и Добрыню-предателя) и уезжает в закат на избушке с курьими ножками вместе с Василисой. Первая часть была далека от совершенства, но ее обаяние и легкость покоряли сердца: народные сказки встретились с советским кинематографическим наследием Александра Роу и Александра Птушко под знаменами Disney. Знакомые актеры – от Тимофея Трибунцева до Екатерины Вилковой – органично вписались в мир кокошников и заклинаний. Главным камнем преткновения стала сама древняя Русь, очаровательно сталкивающаяся с современной Москвой. За это очарование и смешение культурных кодов многое прощалось – ведь это же сказка, которая нашла свою целевую аудиторию: детей. Но сиквел автоматически повышает планку ожиданий. У продюсеров есть и успешное начало, и любовь зрителей (особенно маленьких), но одного энтузиазма мало, чтобы продолжить историю.
Мила Сивацкая в роли Василисы на кадре из фильма «Последний богатырь: Корень зла»
Итак, Иван (Виктор Хориняк) все еще живет в Белогорье с Василисой (Мила Сивацкая), но при каждом удобном случае отправляется в Москву за благами цивилизации: принять ванну, заказать капучино, купить новый генератор, чтобы не лишать избу удобств вроде микроволновки. Однако у него есть проблема – богатырская сила никак не просыпается. А Василиса тем временем получает ухажера в лице Финиста-Ясного сокола (Кирилл Зайцев), местного секс-символа Белогорья (вспоминаем концовку первой части: “И очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря”). Несколько шуток, пара прибауток, появление бешеного Колобка (озвученного Гариком Харламовым) и турнир на мужицкую удаль и ловкость прерываются вторжением уже двух колдуний: Варвары (Екатерина Вилкова) и ее матери, бывшей уборщицы из Москвы (Елена Валюшкина). Сюжет путается, как и события на экране: повествование скачет между героями, флешбэки перемешиваются без указания времени. Ясно одно: зло не дремлет, и пора снова спасать мир.
Главная линия – кризис маскулинности Ивана – выглядит своевременно и современно. Он так и не научился сражаться, его язык острее, чем кулак, а в глазах Василисы он чувствует себя слабым рядом с Финистом – эталоном мужской красоты и силы. Но здесь кроется главная проблема, которая может подкосить франшизу. После покупки прав на “Звездные войны” Disney пустил метастазы своей формулы света и тьмы повсюду. Теперь и последний богатырь Иван становится джедаем а-ля рус. Это разочаровывает: вместо того чтобы развивать богатое наследие русских сказок с помощью блокбастерных технологий, историю заталкивают в шаблон, который легко тиражировать (“Люк, я твой отец!” теперь в комплекте). Как именно свет и тьма будут бороться за душу Ивана, станет понятно, вероятно, лишь в третьей части. Пока же герои из Белогорья – Иван, Василиса, баба-Яга (Елена Яковлева), Кощей (Константин Лавроненко) и новый пружинистый Колобок – путешествуют по горам, лесам и борются с могущественным подземным колдуном из древесины.
“Корень зла” (увы!) больше похож на страну упущенных возможностей. Харизматичные актеры превращаются в самопародии, юмор вызывает неловкость, а фильм распадается на отдельные сцены и репризы. Многие линии первой части, вроде лягушачьих родственников Василисы, забыты. Водяной (Сергей Бурунов) из героя становится эпизодическим гостем, а Колобок вызывает больше недоумения, чем улыбок. “Последний богатырь” ориентировался на семейные фильмы нулевых вроде “Пиратов Карибского моря” и “Шрека”, что было вполне удачной стратегией. “Корень зла” стал масштабнее и будто бы драматичнее: путешествия на север, полет рыбы-кита, живописные пейзажи лесов и изумительная избушка на курьих ножках (лучший элемент фильма). Но Василису почему-то превратили в функциональную помощницу. То ли фильм стал жертвой множественных голосов продюсеров, то ли самоуверенность сыграла злую шутку, то ли поджимали сроки.
При этом ругать фильм не хочется – выход в прокат сейчас рискованное предприятие, а сказка нужна даже в эти непраздничные праздники. Остается надежда, что сумбурность стала результатом временных рамок, а третья часть вернется от амбиций к легкости и ребячеству. Во вселенную “Последнего богатыря” хочется возвращаться снова и снова.