Рецензия на фильм «Орёл и решка. Кино» — когда пародия становится хуже оригинала
Эталонно плохое кино о том, как русские туристы снова устроили кавардак.
Орел и решка. Кино 2022 комедия приключения / Россия Режиссер: Вазген Каграманян В ролях: Александра Бортич Александр Молочников Екатерина Варнава Александр Гудков
Шоу «Орёл и решка» катится в пропасть — рейтинги падают, темы заканчиваются, а ведущие готовы разорвать друг друга прямо на камеру. Влад и Рита, некогда счастливая пара, теперь больше похожи на героев анекдотов про семейные пары, где каждый шаг оборачивается скандалом. В попытке спасти проект исполнительный продюсер Лера собирает свою команду: режиссёр-самодур, два оператора, теряющие камеры чуть ли не на каждой съёмке, и два шоумена, чей талант растворился ещё в начале десятых. Ситуация кажется безвыходной, пока в поле зрения не попадает Абд-Эль-Акри — закрытое восточное государство, которое внезапно решило открыть свои двери для иностранцев после смерти старого диктатора. Эта новость кажется последней надеждой для шоу, но никто не подозревает, что их визит обернётся нарушением местных табу и конфликтом с дворцовой стражей.
Александр Молочников в роли Влада на кадре из фильма «Орел и решка. Кино»
Смотреть этот фильм — всё равно что наблюдать за медленным крушением самолёта. Ты понимаешь, что ничего хорошего из этого не выйдет, но продолжаешь смотреть, надеясь, что хотя бы момент падения будет зрелищным. Но нет, даже здесь тебя ждёт разочарование. Российские комедии всегда оставляют место для оправдания: может, это слэпстик? Или сатира? Или просто неловкая попытка рассказать серьёзную историю через юмор? Но в случае с «Орлом и решкой. Кино» все эти оправдания рушатся. Золотарёв, автор сценария, известен своими работами вроде «Спутника» и «Призрака», но здесь он словно решил проверить, насколько глубоко можно опуститься. Финальный результат — это нечто, способное разрушить не только когнитивные способности зрителя, но и вообще любое желание смотреть кино дальше.
Александр Гудков в роли Саши на кадре из фильма «Орел и решка. Кино»
В центре всего этого хаоса — Александр Гудков, который играет режиссёра-самодура так, словно его персонаж вышел из какого-то раннего фильма Андреасяна. Это не актёрская игра, а квинтэссенция всех возможных клише, которые можно было собрать в одном образе. Молочников, который в других проектах показывал себя вполне талантливым актёром и даже пробовал силы в режиссуре, здесь превращается в карикатуру на самого себя. Его герой настолько нарциссичен и истеричен, что вызывает не смех, а лёгкую тошноту. Александра Бортич остаётся единственным островком адекватности, но её роль настолько плоская, что даже её природное обаяние не спасает ситуацию. Екатерина Варнава, которая могла бы стать финальной надеждой на нормальную комедийную игру, выглядит так, будто её персонаж забрели из другой, более интересной истории.
Александр Молочников в роли Влада на кадре из фильма «Орел и решка. Кино»
Проблема в том, что тем для осмысленной комедии здесь было предостаточно. Цензура, журналистская этика, процесс создания реалити-шоу, лицемерие медиа — всё это могло стать основой для действительно острой сатиры. Но вместо этого создатели выбрали самый простой путь: банальная история о туристах, которые нарушают правила и попадают в беду. Приправлено всё это романтическими треугольниками, которые абсолютно никому не нужны. Шутки колеблются между средне-кавээновскими (например, режиссёр читает книгу «Как снимают шедевры. Ратантино, Орсксезе, Липслберг») и откровенно унылыми гэгами, которые скорее провоцируют вздох, чем смех.
Обиднее всего то, что в этом фильме собралась команда, которая могла предложить что-то новое. Эти люди давно заявили о себе как о свежих лицах российской комедии, которые должны были стать альтернативой затасканным форматам Comedy Club. Но вместо этого они сняли то, что можно было бы легко принять за неудачную пародию из задних рядов «Вечернего Урганта». Собранные вместе, они напоминают группу знакомых, которые встретились на вечеринке и решили сыграть что-то для своих. Только вот эта «вечеринка» длится полтора часа, и чем дальше, тем меньше хочется её продолжения.
Когда понимаешь, что лучшая надежда для российской комедии сейчас — это инди-кинематограф, становится ещё горше. Потому что инди в России существует где-то на границе восприятия, на фестивалях вроде Выборга, куда заглядывают разве что самые преданные любители кино. А большинство зрителей остаются один на один с таким вот продуктом, который не только не радует, но и отбивает желание вообще следить за новинками отечественного кинематографа.