Рецензия на фильм «Огонь»: когда пламя проверяет характеры
Фильм-катастрофа с сюжетом не по учебнику, но при этом остающийся типичной «кинокартиной студии ТРИТЭ».
Огонь 2020 драма / Россия Режиссер: Алексей Нужный В ролях: Константин Хабенский Иван Янковский Стася Милославская Антон Богданов
В Карелии, среди бескрайних лесов, разворачивается драма, которая уносит одну жизнь и ставит под угрозу многие другие. Команда пожарных теряет одного из своих во время тушения огня. Инструктор Алексей Соколов (Константин Хабенский), готовясь к новому заданию, принимает решение взять в группу молодого и пока неопытного Рому (Иван Янковский). Кажется, парень ещё не понимает, на что подписался, но судьба добавляет перчинки: он — потенциальный жених дочери Соколова Кати (Стася Милославская). Во время очередной операции команда из шести человек оказывается в эпицентре масштабного пожара. Без инструментов, связи и поддержки им предстоит спасти деревню, остановить огонь и выжить самим.
Константин Хабенский в роли Алексея Павловича Соколова в роли Ильина на кадре из фильма «Огонь»
Сценарий фильма можно сравнить с тем, как кто-то рассказывает байки у костра. Вот история про встречный взрыв, который чуть не стоил всем жизни. Вот случай, когда новичок уронил радиотелефон в озеро, чтобы поговорить с любимой. А вот момент, когда беременную женщину пришлось везти через огонь, и она родила прямо в машине. Каждая из этих историй кажется невероятной, но, по словам создателей, они основаны на реальных событиях. Правда, в фильме они собраны так, будто их просто нанизали на одну нить. Однако зритель, скорее всего, этого не заметит — всё происходит слишком быстро и захватывающе.
Иван Янковский в роли Ильина на кадре из фильма «Огонь»
Режиссёр Алексей Нужный и сценарист Николай Куликов сделали ставку на смесь реальности и героизма. Первый известен своей короткометражкой «Конверт», которая стала для него пропуском в большой кинематограф. Второй умеет создавать как блокбастеры, так и более камерные проекты. Идея фильма родилась из разговоров Нужного с другом-пожарным Игорем Осиповым, который, к сожалению, погиб, когда работа над картиной подходила к концу. Когда режиссёр и сценарист поняли, что история может стать живой и захватывающей, они обратились к продюсеру Леониду Верещагину, который сразу дал зелёный свет проекту.
Главный герой — Алексей Соколов, которого играет Константин Хабенский. Он — командир группы, спокойный и решительный, но с мягким местом в виде дочери Кати. У него есть примета: перед работой он зажигает спичку. Если она гаснет раньше времени, это плохой знак. Его команда — это собрание разных характеров. Костик (Андрей Богданов) мечтает стать инструктором. Пётр (Виктор Добронравов) — молчаливый патриот, автор фразы «Русский значит трезвый». Сергей (Роман Курцын) — бывший цирковой факир и мастер рукопашного боя. Максим (Тихон Жизневский) сочиняет песни, но готов на отчаянные поступки. И, наконец, Ромка — городской пижон, который кажется наглым и отталкивающим, но обречён измениться к лучшему.
Кажущаяся второстепенной диспетчер Катя (Стася Милославская) становится ключевым персонажем, спасающим команду и деревню. Ей помогает руководитель «Авиалесохраны» Громов (Андрей Смоляков), жёсткий, но справедливый начальник. Вместе они создают актёрский ансамбль, который делает фильм ещё более убедительным.
А какой блокбастер без спецэффектов? Алексей Нужный и его команда подчёркивают, что большая часть съёмок проходила без компьютерной графики. На крупных планах виден настоящий огонь, и рассказы о том, что актёры бежали через горящие декорации, звучат правдоподобно. Конечно, CGI использовался, но скорее как вспомогательный инструмент. Ведь невозможно устроить на натуре огромный пожар с дымом, особенно летом, когда даже шашлыки на природе считаются преступлением.
Финал фильма предсказуемо пафосный: российский флаг на экране, главный начальник принимает важное решение на фоне карты страны. Но это не мешает «Огонь» быть захватывающим и трогательным зрелищем, которое заставляет сопереживать героям и верить в их героизм.