Экспериментальная драма, взявшая приз в Венеции и неожиданно добравшаяся до российского проката, — непростая для восприятия, но очень любопытная.

Обходные пути Обходные пути Detours , 2021 документальный драма / Россия Режиссер: Екатерина Селенкина В ролях: Денис Урванцев

Этот фильм — неожиданный гость в российском прокате, особенно учитывая его экспериментальную природу и острые темы. Режиссёр Екатерина Селенкина создала картину, которая больше напоминает мозаику из статичных наблюдений, чем классический фильм с чётким сюжетом.

Главный герой, татуированный парень по имени Денис (Денис Урванцев), работает кладменом. Его жизнь проходит между поиском новых мест для закладок, конфликтами с полицией и местными жителями, а также бесконечной расфасовкой наркотиков в ванной, прячась от бабушки. Но это не история о наркоторговле в привычном смысле. Селенкина использует персонажа как проводника в иную реальность — мир московских дворов, закоулков и случайных встреч.

Кадр из фильма «Обходные пути»

Кадр из фильма «Обходные пути»

Фильм состоит из коротких зарисовок городской жизни: мигранты играют в волейбол, школьники болтают у заброшенного бассейна, полицейский ест шаурму с майонезом. Эти моменты возникают и исчезают, словно эпизоды документального кино, хотя сам фильм нельзя назвать документальным. Даже кадры Google Карт становятся частью повествования, добавляя ещё один слой восприятия города.

Стиль фильма минималистичен: почти нет диалогов, герои существуют внутри своих микромирков, а сюжет развивается фрагментарно. Особенно примечательно, что главный герой на какое-то время вообще исчезает из кадра, оставляя лишь свой взгляд — камеру, которая исследует город.

Кадр из фильма «Обходные пути»

Кадр из фильма «Обходные пути»

Москва в «Обходных путях» предстаёт странной смесью времён и пространств: старые здания соседствуют с небоскрёбами Москва-Сити, цифровые технологии переплетаются с 16-миллиметровой плёнкой. Фильм погружает зрителя в атмосферу тревоги и несвободы, но делает это мягко, через детали и намёки.

При этом картина остаётся политически осторожной, хотя и содержит отсылки к современным проблемам. Например, мелькающая активистка с украинским флагом и надписью «Нет войне» служит напоминанием о времени, когда снимался фильм.

Кадр из фильма «Обходные пути»

Кадр из фильма «Обходные пути»

За свои 73 минуты «Обходные пути» создают удивительно ёмкий портрет города и его обитателей. Это кино, где форма важнее содержания, но именно благодаря этому оно умудряется рассказать о реальной жизни больше, чем многие «традиционные» фильмы. Селенкина нашла свой способ говорить об актуальных вопросах — обходным путём, через наблюдения и метафоры, вместо прямых высказываний.

Похожие материалы

Write a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *