Джонни Депп широкими мазками пишет портрет творца в кризисе.
Несмотря на возвращение к актёрской деятельности в фильме “Жанна Дюбарри” , имя Джонни Деппа всё ещё чаще связано со скандалами, чем с новыми проектами. Слухи о продолжении пиратской франшизы остаются неподтверждёнными, а главной площадкой для его творческого возрождения стал кинофестиваль в Сан-Себастьяне. В 2021 году актёру вручили награду за личные достижения, а в 2024-м здесь же состоялась премьера его режиссёрского дебюта — фильма “Моди: Три дня на крыльях безумия” .
Молодой и, казалось бы, не слишком перспективный художник Амадео Модильяни (Риккардо Скамарчио) становится легендой Монмартра и Монпарнаса. Его бунтарский дух, вечная дружба с вином и кистями, а также товарищество с Хаимом Сутиным (Райан МакПарланд) стали частью парижской культуры. За внешним блеском “праздника, который всегда с тобой” скрывается тоска от непризнания и постоянная нужда: картины Модильяни не находят покупателей на уличных развалах, а коллекционеры не спешат повышать цены. Последняя надежда художника — богатый ценитель искусства Ганья, который может приобрести несколько полотен и временно решить финансовые проблемы Моди.
Риккардо Скамарчио в роли Амадео Модильяни на кадре из фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия»
Одним из вдохновителей проекта стал Аль Пачино, появившийся в роли Ганьи. История началась в 90-х, когда Пачино прочитал пьесу Дэнниса МакИнтайра о Модильяни и задумал экранизацию с Джонни Деппом в главной роли. Однако время и обстоятельства изменили планы: спустя 20 лет Депп оказался в режиссёрском кресле, а роль художника досталась Риккардо Скамарчио, известному по фильму “Караваджо: душа и кровь” . Сегодня сюжет фильма сложно воспринять вне контекста судебных и медийных баталий самого Деппа. Фигура Модильяни словно отражает любовь и жалость режиссёра к самому себе как к недооценённой творческой личности, полной обиды на мир.
Риккардо Скамарчио в роли Амадео Модильяни на кадре из фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия»
Модильяни при жизни был лишь одним из многих художников своего времени, но посмертно стал культовой фигурой. Париж начала XX века кишел писателями, поэтами и живописцами всех мастей. Итальянский еврей Амадео страдал от антисемитизма и собственного вздорного характера, что делает его образ сложным сплетением фактов, слухов и домыслов. Формат фильма, сосредоточенного на трёх днях из жизни художника, кажется наиболее уместным решением. Личность Модильяни уже исследовалась в кино, например, в фильмах с Энди Гарсиа (“Модильяни” ) и “Монпарнас-19” Жака Бера. “Три дня” не завершаются трагической концовкой, но всё равно оставляют чувство неизбежности.
Аль Пачино, Джонни Депп и Риккардо Скамарчио на съемках фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия»
Драматические терзания гения и этюды с кистью перед холстом разбавлены элементами комедии, напоминающими “Пираты Карибского моря” . Вальс Моди по парижским улицам вызывает ассоциации с шаткой походкой капитана Джека Воробья. Художник вместе с друзьями попадает в различные передряги, а романтическая линия связана с поэтессой Беатрис Гастингс (Антония Деспла). Символами неизбежной кончины становятся кашель и образы солдат Первой мировой войны.
С одной стороны, “Моди” выглядит старомодно, будто опоздавшим на 20 лет. С другой — озорство Деппа как режиссёра кажется инфантильным и недостаточно убедительным. Протест скорее вызывает жалость, чем восхищение. В череде обязательных для байопиков сцен и романтизации Парижа прошлого века выделяется одна деталь: персонаж Сутина постоянно связан с насекомыми — мухами, тараканами и кузнечиками. Эти образы символизируют маленьких людей, попавших в ловушку эпохи. Главный вывод из “Моди” — это не трагедия одного гения, а история множества талантливых людей, выживавших на грани, словно в муравейнике.