Подпольно камерный и релевантный эпос с бессмертным Чедвиком Боузмэном

Ма Рэйни: Мать блюза Ма Рэйни: Мать блюза Ma Rainey’s Black Bottom , 2020 драма музыка / США Режиссер: Джордж С. Вольф В ролях: Виола Дэвис Чедвик Боузман Колман Доминго Глинн Тёрмен

1927 год. Чикаго, Иллинойс. В небольшую студию звукозаписи с опозданием прибывает легендарная темнокожая певица Ма Рэйни (Виола Дэвис). В подсобке её уже ждут музыканты-афроамериканцы: мудрые ветераны жизни и молодой нигилист Леви (Чедвик Боузман), готовый оспорить любые авторитеты и штурмовать даже небеса, если потребуется. Герои спорят, натирают инструменты до блеска, а заодно и свои новые позолоченные ботинки. В воздухе витают революционные идеи, кипит напряжение, менеджеры суетятся, дубли перезаписываются. A one, a two, a you know what to do.

Оригинальную пьесу “Ма Рэйни” создал в 1980-х один из главных афроамериканских драматургов Огаст Уилсон. Широкой популярности она не получила, играясь преимущественно вне Бродвея. Одной из самых известных его работ остаются “Ограды”, принесшие Виоле Дэвис “Оскар” за роль второго плана в 2017 году. Особую любовь к творчеству Уилсона питает Дензел Вашингтон, ранее поставивший “Ограды”. На этот раз он отошёл на продюсерскую должность, доверив режиссуру Джорджу С. Вульфу. Тот смог сжать двухактное произведение до полутора часов неудержимой словесной энергии, усиленной подвальной клаустрофобией и отсутствием назидательности.

Чедвик Боузман в роли Ливи на кадре из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

Чедвик Боузман в роли Ливи на кадре из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

Диалоги освободили от театральной трагикомичности и излишнего пафоса, оставив только точечную экспрессивность и травматический опыт, прошедший через века как по минному полю. Заменив зиму из пьесы на лето, Вульф вместе со сценаристом Рубеном Сантьяго Хадсоном усилили удушливость атмосферы, подкрепив её камерой, которая крадучись записывает голоса тех, кому столетиями отказывали в праве говорить, знать свободу и человечность.

Виола Дэвис в роли Ма Рейни на кадре из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

Виола Дэвис в роли Ма Рейни на кадре из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

Фильм сосредотачивается на кочевничестве историй персонажей, их взглядах на столетнее угнетение, индивидуализм и отношения человека с Богом. Уилсон, Вульф и Хадсон предлагают перевернуть стол с картами, поменяться ролями, заставив угнетателей замолчать и позволив подземелью заговорить. Лента безупречно структурирована и нарочито минималистична, сохраняя историческую достоверность. Декорации, костюмы и грим подчёркивают движение героев – украдкой или размашисто, они призывают зрителя и высшие силы не просто заметить их, но выслушать: тех, кто вырвался из обстоятельств, зазвенел голосом и трубами, кто был загнан, покорён, но сохранил мечты и разочарования.

Чедвик Боузман в роли Ливи на кадре из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

Чедвик Боузман в роли Ливи на кадре из фильма «Ма Рейни: Мать блюза»

При всей значимости Ма Рэйни в названии, центр тяжести смещается к Леви. Трансформация и физическая подготовка Виолы Дэвис позволяют ей раствориться в образе за короткий экранное время, демонстрируя зависимость от продюсеров, богемную сущность и маргинальность. Однако её экранное время ограничено – меньше получаса. Основное внимание забирает Чедвик Боузмен, чья потеря в этом году делает выражение “как в последний раз” особенно пронзительным. Его Леви – это мастерский образ, полный праведного гнева и закономерного грехопадения, созданный через все внутренние полости души.

“Ты наступил на мои ботинки!” – повторяет Леви в исступлении, символизируя борьбу с прошлым и детерминизмом. Он мечтает о собственной музыкальной карьере, но мир поворачивается к нему белой спиной, демонстрируя брезгливое равнодушие. Как и в “Пятерых одной крови”, где Боузмен сыграл вьетнамского проводника, его герой символически трагичен, раздавлен средой и исследован до мельчайших деталей. Текст Уилсона даёт Боузмену возможность расправить плечи шире, чем в предыдущих ролях (супергеройских или процедурных драм). Он действительно бросает вызов условному Большому брату с небывалой стихийностью.

За одну звукозаписывающую сессию героям открывается истина: будь то вино или холодная кола для упрямой Ма, без которой она отказывается петь дальше. В протесте Леви, вызывающего на дуэль своё прошлое и проклятый детерминизм, слышится крик к духовности и Творцу как единственной обители угнетённых. Это отсылает также к персонажу Делроя Линдо из “Пятерых одной крови”. Все решения в фильме ревитализируют атмосферу, накаляя её до предела, заканчивая тем, против чего герои восставали, не выдержав давления системы.

С лозунгами и баррикадами 2020 года “Ма Рэйни” соседствует, но почему-то бьёт сильнее и прямолинейнее. В рабских координатах “остатки тушёнки”, как называет свой народ один из музыкантов (Глинн Тёрмэн), прогнивают за ненадобностью. Спасает только самосознание, блюз и робкий голос перемен, который проклёвывается снова и снова, рождаясь заново.

Похожие материалы

Write a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *