Рецензия на фильм «Душа» — когда музыка встречается с вечностью
Ещё один отличный мультфильм от заслуженной анимационной студии мира — в этот раз о средневозрастном неудачнике, который умер и в виде души пытается вернуться к своему телу.
Душа Soul , 2020 мультфильмы комедия приключения / США Режиссеры: Пит Доктер Кемп Пауэрс В ролях: Джейми Фокс Тина Фей Грэм Нортон Рэйчел Хаус
Джо Гарднер — учитель музыки, который всю жизнь мечтал стать джазменом. Его планы не раз рушились, но теперь судьба даёт ему шанс: он успешно проходит прослушивание у известной саксофонистки Дороти Уильямс. Однако радость оказывается недолгой — в приподнятом настроении Джо падает в открытый люк и оказывается на границе жизни и смерти. Перед ним — лестница в свет, но он решительно бежит от неё и случайно попадает в Мир До. Это место, где ещё не родившиеся души готовятся к жизни на Земле.
Здесь его встречает забавное существо по имени Джерри (все высшие существа здесь так называются, кроме злобного счетовода Терри). Джерри поручает Джо важную задачу: помочь 22-й душе — той самой, которая никак не может обрести интерес к жизни. Ранее с этой задачей не справились ни Архимед, ни Коперник, ни даже мать Тереза. Вместо этого Джо и 22-я договариваются обманом вернуть его на Землю, ведь ей совсем не хочется рождаться.
Кадр из мультфильма «Душа»
В одной из сцен Джерри объясняет Джо свой странный облик: «Мы выглядим намного сложнее, но делаем себя проще, чтобы людям было легче нас понять». Эту фразу можно считать кредо Pixar. Студия, которая некогда чуть не увязла в бесконечных сиквелах («Тачки 2», «Университет монстров»), за последние годы превратилась в современного Фреда Роджерса или Доктора Сьюза. Она смело берёт сложные темы — старость, одиночество, смерть — и превращает их в истории, доступные как детям, так и взрослым.
Пит Доктер, режиссёр «Души», стал ключевой фигурой этой трансформации. Этот фильм завершает его трилогию о кризисах разных возрастов: старик из «Вверх», подросток из «Головоломки» и теперь мужчина средних лет, который задаётся вопросом: а зачем я вообще жил? У двух последних картин Доктера много общего. Во-первых, они исследуют абстрактные понятия: эмоции, души, человеческое сознание. Они визуализируют то, что невозможно увидеть, помогая зрителям разобраться в своих мыслях и страхах.
Во-вторых, «Душа», как и «Головоломка», — это терапевтическое кино. Несмотря на кажущуюся простоту сюжета и комичные моменты (например, когда душа Джо оказывается в теле кота), фильм говорит о серьёзных вещах. Он утверждает, что жизнь не сводится к поиску «призвания» и что её смысл нельзя выразить простыми словами. Главное — просто жить, ценить каждую секунду, как говорит сам герой.
На первый взгляд, идея банальна: «Живи здесь и сейчас». Но именно в этом заключается магия анимации. Благодаря своей абстрактности она позволяет говорить о сложных вещах без лишней сентиментальности. То, что в реалистичном фильме показалось бы пошлым, в мультипликации становится трогательным и глубоким.
Кадр из мультфильма «Душа»
В «Душе» анимация работает на двух уровнях. Обычный мир выглядит почти фотореалистично — художники мастерски имитируют эффекты съёмки: глубину резкости, блики в окнах, дрожание камеры. Это создаёт связь зрителя с повседневной жизнью Джо. А вот загробный мир — полная противоположность. Он яркий, геометрически простой, без кинематографических приёмов.
Главный талант Питера Доктера — не только в режиссёрском или сценарном мастерстве, но и в том, что он понимает возможности анимации. Именно поэтому «Душа» способна тронуть даже самых циничных зрителей. Мы знаем, что вопросы жизни и смерти сложнее, чем их показывают в фильме. Но иногда так приятно поверить, что ответ прост: «Просто живи».