Рецензия на фильм «Дом Gucci» — трагикомедия о власти, предательстве и моде
Уже второй фильм Ридли Скотта за год — в этот раз он разоблачает бесчеловечных богатеев и рассказывает историю падения семейного бренда.
Дом Gucci House of Gucci , 2021 биографический драма триллер / США Режиссер: Ридли Скотт В ролях: Леди Гага Адам Драйвер Джаред Лето Джереми Айронс
Ридли Скотт в этом году стреляет дуплетом: следом за «Последней дуэлью», которую ещё можно застать в кинотеатрах, в прокат выходит «Дом Gucci» — новая работа великовозрастного мастера. Такой творческой прыти точно не ожидаешь от 84-летнего режиссёра-перфекциониста, снимающего к тому же не маленькие камерные трагикомедии, как Вуди Аллен, а двух с половиной часовые исторические эпики с оскаровскими амбициями. Но ещё больше поражает давно уже известная разносторонность Скотта: вслед за концептуальным рыцарским кинороманом в духе «Расёмона» он делает эпатажную драму о знаменитой семье из мира моды, развалившейся под весом амбиций.
Леди Гага в роли Патриции на кадре из фильма «Дом Gucci»
Патриция Реджани (Леди Гага, кажется, наработавшая теперь и на актёрский «Оскар») встречает на вечеринке скромного адвоката Маурицио (Адам Драйвер), в котором куда сильнее внешности или характера её очаровывает фамилия: Гуччи. Она соблазняет парня, и вскоре тот уже готов жениться, несмотря на угрозы отца Рудольфо (Джереми Айронс) лишить его наследства. Пара переезжает в маленькую квартирку, Маурицио моет машины в компании тестя, пока с ним не связывается Альдо Гуччи (Аль Пачино). Дядя хочет, чтобы парень работал на него: тем более что эксцентричный родной сын Паоло (Джаред Лето) ни на что не годится. Маурицио не горит желанием заниматься семейным бизнесом и счастлив на своей простой должности, но Патрицию такой расклад не устраивает. Она начинает сложную закулисную игру, которая в итоге кончится скандалом, рядом предательств и убийством.
Адам Драйвер в роли Маурицио на кадре из фильма «Дом Gucci»
Ридли Скотту не впервой обращаться к миру злобных богатых людей, развращённых и обесчеловеченных своими непомерными банковскими счетами. Его картина «Все деньги мира» уже вглядывалась в то, как отношения внутри семьи искажаются под весом финансовых разногласий. «Дом Gucci» в какой-то степени можно считать продолжением этого разговора, разве что со слегка измененной интонацией. Довольно на самом деле пугающую историю морального разложения Скотт разбавляет шутками, едкими диалогами и чуть ли не фарсовой эксцентрикой. Особенно это бросается в глаза в образе Паоло Гуччи, персонажа однозначно комичного, будто бы пробравшегося в академическую драму откуда-то из пародийного «Образцового самца». Режиссёр насыщает печальную историю ворохом абсурдных деталей, на удивление хорошо вписывающихся во вселенную людей, сошедших с ума от скуки и жадности: они крестятся во имя «дома Gucci», а личную жизнь планируют по картам Таро, почти как бондовский злодей из «Живи и дай умереть», потому что на самостоятельную рефлексию уже не способны.
Леди Гага в роли Патриции на кадре из фильма «Дом Gucci»
На место холодного мира миллиардера Гетти из «Всех денег мира» пришли солнечные итальянские виллы и броский эпатаж фэшн-индустрии. А весьма однозначный конфликт — нежелание деда выделить деньги на выкуп внука у похитителей — заменили вещи куда более абстрактные. Жажда власти, ревность, тихий ужас жизни в мире, где любая привязанность становится однозначной слабостью. Будет большой банальностью, но и столь же большим упущением не сравнить фильм с «Наследниками» — другой мрачно-комичной историей о семейном бизнесе и разрушающей силе денег. Но только если сериал Джесси Армстронга показывает уже сформировавшийся мир агрессивного капитализма, где любой намёк на искренность вызывает мгновенное отторжение и подозрения в очередном обмане, то «Дом Gucci» фиксирует зарождение этой людоедской культуры. Показывает ровно тот момент, когда родственные отношения внутри компании окончательно перестали иметь хоть какое-то значение. Когда настоящими «Гуччи» стали не те, кто родился в семье, а те, кто управляет многомиллионной компанией, а бренд заменил фамилию. Не зря Патриции Реджани тут все навязчиво напоминают, что она «не настоящая Гуччи», и не зря на финальном суде она просит себя называть по фамилии погибшего мужа. Для неё захватить власть в семье — единственный шанс стать её частью. А убийство — всего лишь своеобразный обряд инициации.
Адам Драйвер в роли Маурицио на кадре из фильма «Дом Gucci»
«Дом Gucci» — это не просто фильм о знаменитой семье, а аллегория о разрушительной силе денег и власти. Он может показаться слишком театральным или даже мелодраматичным, но именно эта стилизация делает его уникальным.
Несмотря на вольности с историческими фактами, картина остаётся убедительной благодаря сильным актёрским работам и чёткому режиссёрскому видению. Леди Гага, Адам Драйвер и Аль Пачино создают незабываемые образы, которые надолго остаются в памяти зрителя.
Этот фильм — ещё одно подтверждение того, что Ридли Скотт остаётся одним из самых влиятельных режиссёров современности. Он умеет рассказывать сложные истории, не боясь смешивать жанры и экспериментировать с формой. «Дом Gucci» — это не просто история о моде, это размышление о человеческой природе, которое будет актуально всегда.