
В начале масштабной исторической драмы Шериен Дабис “Все, что осталось от тебя” в лагере беженцев разгорается протест. Действие происходит в 1980 году на оккупированном Западном берегу, где Нур (Мухаммад Абед Эльрахман), уверенный и энергичный палестинский подросток, присоединяется к демонстрации. В момент, когда израильские солдаты открывают огонь, Нур укрывается среди толпы своих соседей и знакомых. После резкого монтажа, созданного Тиной Баз, зрители видят его мать Ханан (Дабис), которая обращается к камере, чтобы рассказать историю своего сына, начиная с его ранних лет.
Шериен Дабис, помимо режиссуры, также написала сценарий и исполнила одну из ролей. Она мастерски передает детали спокойной жизни Шарифа, который, сыгранный Бакри, с теплой уверенностью успокаивает свою обеспокоенную семью, когда вдали слышны взрывы бомб. Его уверенность в том, что опасность пройдет, становится все более душераздирающей по мере приближения угрозы. В конечном итоге Шариф принимает решение эвакуировать семью из Яффо, но остается, чтобы присматривать за домом, что приводит к эмоциональному прощанию, символизирующему поколения разлуки.
Фильм особенно трогателен в моменты, когда акцент делается на эмоциональной значимости, казалось бы, незначительных событий: Шариф в апельсиновой роще, его дети, взволнованно декламирующие арабские стихи за ужином, или слезливое расставание, когда они покидают родной дом. Элегантная кинематография Кристофера Ауна подчеркивает поэзию этих сцен и делает разрывы более болезненными. После ухода семьи Шариф подвергается аресту и жестокому обращению в исправительно-трудовом лагере, теряя свою индивидуальность.
Следующий временной скачок переносит действие на начало 70-х годов, где Шариф, теперь пожилой человек, изображаемый Мохаммадом Бакри, живет в лагере беженцев на Западном берегу. Эта часть фильма, начинающаяся с торжественной свадьбы и нового прощания, выделяется благодаря контрасту между Шарифом и его младшим сыном Салимом, которого во взрослом возрасте играет Салех Бакри из “Синего кафтанчика”. Сравнительно с Шарифом, Салим предпочитает оставаться в тени, являясь скромным школьным учителем, который помогает детям справляться с реальностью через творчество и игру.
В этой части, наиболее сильной в фильме, Дабис создает портрет жизни под оккупацией, подчеркивая реальность комендантского часа, унижения со стороны израильских солдат и рутинные прощания. Нарастающие различия между Шарифом, Салимом и Нуром становятся важной частью повествования.
Фильм “Все, что осталось от тебя” длится около 145 минут и разворачивается в размеренном темпе, который скрывает его продолжительность до последней главы. После завершения флэшбека Ханан, действие возвращается в 1980 год, где мы узнаем больше о судьбе Нур и сталкиваемся с жестокой бюрократией апартеида.
В заключительной части фильм движется к своей трогательной финальной сцене, хотя некоторые моменты могли бы выиграть от более плотного монтажа. Тем не менее, Дабис, будучи палестинцем-американцем, создает фильм, который глубоко резонирует благодаря сильной актерской игре. Ханан, как защитная мать, добавляет эмоциональную глубину, а четверо мужчин, изображающих боль поколений, формируют нежное ядро “Все, что осталось от тебя”.