Обзор «Алабамское решение»: Мощный тюремный доктор из «Джинкс» Хельмера
Даже если бы премьера документального фильма «Алабамское решение» Эндрю Джареки и Шарлотты Кауфман прошла в более спокойное время, его название уже само по себе вызывает тревогу. Оно отсылает к «Окончательному решению» и отражает позицию губернатора Алабамы Кей Айви, которая утверждает, что если в тюремной системе штата существуют проблемы, то это исключительно проблемы Алабамы, требующие местного решения. Это явный сигнал о том, что федеральные власти, такие как Министерство юстиции, не должны вмешиваться, и что ничего не изменится.
Фильм начинается с относительно безобидного и даже вдохновляющего тона, но быстро погружается в мрачные реалии, показывая зрителям удушливые тюремные помещения, полы которых залиты кровью, и бесчисленные истории страданий заключённых. Документальная лента представляет собой двухуровневый анализ ситуации.
С одной стороны, мы видим активистов, таких как Мелвин Рэй и Роберт Эрл Каунсил, которые провели долгие годы в одиночных камерах, используя это время для изучения закона и обучения своих сокамерников. Их борьба становится мишенью для дополнительных репрессий со стороны властей. Эти заключённые, учившиеся у старшего поколения, многие из которых были участниками Движения за гражданские права, демонстрируют, как расовые проблемы в Алабаме продолжают существовать, унаследованные от эпохи рабства. Их усилия culminate в попытке организовать забастовку заключённых по всему штату.
На улице команда документалистов следует за подсказками Мелвина, расследуя случаи насилия и смерти заключённых при подозрительных обстоятельствах. Они сопровождают скорбящую мать покойного и её адвоката, которые борются за справедливость, в то время как Министерство юстиции публикует отчёт, критикующий условия в тюрьмах Алабамы. В ответ на это тюремные учреждения начинают проявлять сопротивление.
Режиссёры создают образ двух рефлексивных героев — Мелвина и Роберта Эрла, которые стремятся собирать и распространять информацию из тюремного мира, добавляя напряжение в повествование. Они действуют осторожно, снимая свои материалы в темных уголках и под одеялами, постоянно прислушиваясь к сигналам об угрозе от охранников. Их цель не только в том, чтобы рассказать о неправомерно осуждённых, но и в том, чтобы вызвать человеческое сочувствие.
Понимая, что некоторые зрители могут противостоять призывам к милосердию по отношению к преступникам, создатели фильма уравновешивают эмоциональные истории с неоспоримыми фактами. Они акцентируют внимание на таких аспектах, как отсутствие программ реабилитации для наркозависимых, несмотря на наличие федерального финансирования, или шокирующие показания охранника, обвиняемого в убийстве. Даже те, кто уже знаком с проблемами, поднимаемыми в «Алабамском решении», не могут не оценить тщательность, с которой построен аргумент.
Режиссёры уже давно исследуют подобные темы, как это было в фильмах «Ферма: Ангола, США» и «13-е», и в их работах нередко присутствует чувство безысходности. В отличие от «Проклятия» Джареки, где справедливость могла быть достигнута, «Алабамское решение» трудно смотреть и вызывает нарастающий гнев. Здесь нет простых ответов или утешительного завершения, но фильм настоятельно призывает к необходимости изменений в системе.