«Мужчина и женщина»: архаичный взгляд на современные отношения. Рецензия на фильм
Нафталиновые новеллы о настоящей любви (по субъективному мнению автора Владимира Котта).
Мужчина и Женщина 2025 драма мелодрама / Россия Режиссер: Владимир Котт В ролях: Павел Деревянко Ирина Пегова Степан Девонин Анна Котова
Нафталиновые новеллы о настоящей любви (по субъективному мнению автора Владимира Котта).
Фильм «Мужчина и женщина» , снятый режиссёром Владимиром Коттом , представляет собой попытку исследовать тему взаимоотношений между полами через призму нескольких новелл. Однако вместо актуального осмысления современных реалий картина оказывается погружённой в устаревшие стереотипы, которые больше соответствуют эпохе 1990-х или даже раньше. Название фильма отсылает к классике мирового кинематографа — картине Клода Лелуша 1966 года, но, к сожалению, эта отсылка остаётся лишь поверхностным поклоном, не подкреплённым глубиной повествования.
Сюжет: новеллы о любви или её отсутствии
Фильм состоит из нескольких коротких историй, объединённых общей темой — отношениями между мужчинами и женщинами. Герои сталкиваются с бытовыми конфликтами, непониманием, изменами и потерями. Одна из новелл рассказывает о встрече бывших возлюбленных: герой Павла Деревянко приезжает в деревню продавать дом своей почившей бабушки, где встречает экс-партнёршу (Ирина Пегова ). После одной ночи вместе он решает отказаться от продажи дома, что выглядит как сюжет из мелодраматического сериала на федеральном канале.
Другая история фокусируется на паре, чей конфликт достигает апогея за кухонным столом. Жена (Анна Котова ) признаётся мужу (Степан Девонин ), что никогда его не любила, изменяла и родила ребёнка от другого. Реакция мужчины — жестокое избиение супруги — вызывает шок и недоумение. Вместо анализа причин такого поведения или хотя бы намёка на осуждение, этот эпизод воспринимается как оправдание бытового насилия.
Павел Деревянко на кадре из фильма «Мужчина и женщина»
Герои фильма лишены психологической многогранности. Они действуют исходя из примитивных мотивов, а их поступки часто объясняются банальной недалёкостью или консервативными представлениями о ролях мужчин и женщин. Например, персонаж Кирилла Кяро разводится с идеальной во всём женой только из-за её храпа, что выглядит абсурдным и даже комичным. А полицейский (Борис Каморзин ) после гибели жены признаётся, что был полностью зависим от её заботы, что ещё раз подчёркивает патриархальный взгляд на семью.
Единственной светлой нотой становится безмолвное объятие соседей по лестничной клетке — момент, который действительно трогает своей искренностью. Но таких эпизодов в фильме слишком мало, чтобы компенсировать общее ощущение устаревшего нарратива.
Одним из главных минусов картины является её морализаторский тон. Режиссёр явно недооценивает современного зрителя, предлагая ему истории, которые не только не соответствуют сегодняшним реалиям, но и оправдывают деструктивные модели поведения. Бытовое насилие, унижение женщин и отношение к ним как к предмету — всё это преподносится как норма, а не проблема, требующая осмысления и изменения.
В то время как большинство современных кинематографистов стремятся отразить эволюцию гендерных ролей, психологическую зрелость и важность личных границ, Владимир Котт остаётся в рамках устаревших моралей. Его фильм больше напоминает мелодраматические сериалы прошлых десятилетий, чем современное авторское кино.
Татьяна Матюхова на кадре из фильма «Мужчина и женщина»
Фильм снят в традиционной для российского массового кинематографа манере: простые декорации, предсказуемые ракурсы и минимальная работа над визуальной составляющей. Москва запечатлена через клише — дороги под песни Михаила Шуфутинского , что добавляет картине налёта нафталина. Создаётся ощущение, что режиссёр целенаправленно старается быть «своим» для широкой аудитории, но в процессе теряет связь с современностью.
Главный недостаток фильма — его оторванность от времени. Если бы «Мужчина и женщина» вышел двадцать лет назад, он мог бы показаться трогательным или даже провокационным. Однако в 2023 году такие истории выглядят неуместными и даже оскорбительными. Режиссёр игнорирует изменения в обществе, продолжая пропагандировать архаичные взгляды на отношения между полами.
Кроме того, фильм страдает от внутренней противоречивости. Попытки Котта высмеивать недостатки героев часто оборачиваются их оправданием. Например, избиение жены в одной из новелл не только не осуждается, но и представляется как логичная реакция на её признание. Это делает картину опасной в плане распространения токсичных установок.
Анна Котова на кадре из фильма «Мужчина и женщина»
«Мужчина и женщина» — это фильм, который можно назвать последним (хочется верить) представителем эпохи, когда отношения между полами рассматривались через призму патриархальных стереотипов. Он не только не соответствует современным стандартам, но и противоречит им, оправдывая бытовое насилие и унижение женщин.