«Мертвые души»: классика в современном переосмыслении Рецензия на мини-сериал.
Современный взгляд на классику Гоголя с Цыгановым, Дюжевым, Серебряковым и Трибунцевым от едкого постмодерниста Григория Константинопольского.
Мертвые души 2020 1 сезон / драма комедия / Россия Режиссер: Григорий Константинопольский В ролях: Евгений Цыганов Дмитрий Дюжев Анна Михалкова Александр Робак
В провинциальный Бугорск прибывает Павел Иванович Чичиков (Евгений Цыганов). В рамках масштабной программы реновации в Москве решено расширить кладбищенские территории, и чиновника отправляют выяснить, какие выдающиеся жители захолустья достойны быть увековеченными в столице. Однако бюрократическая машина дает традиционный сбой: в списке кандидатов оказываются живые местные богачи и чиновники. Движимый жаждой наживы, Чичиков начинает обход особняков бугорской элиты, даже не подозревая, какие испытания его ждут.
Дмитрий Дюжев в роли Манилова на кадре из сериала «Мертвые души»
Константинопольский снова обращается к классической литературе, и на этот раз его эксперимент выглядит куда более убедительным, чем предыдущая попытка переосмыслить «Грозу», где Кулигин читал рэп, а Катерина трудилась официанткой. В «Мертвых душах» режиссер отказывается от нарочитой иронии и назидательности, сохраняя дух Гоголя, но перенося действие в современный мир. Результат получился удивительно живым: это не просто экранизация, а смелый диалог между прошлым и настоящим, который заставляет задуматься о том, так ли сильно изменилась Россия за два века.
Александр Робак в роли Собакевича на кадре из сериала «Мертвые души»
Зато появилось на стримингах. Сначала — Буслов («Домашний арест»), затем — Волобуев («Последний министр», «ППЧМЗ»), а теперь вот и «Мертвые души», может, не самый заметный проект из списка, но тем не менее показательный. Сериал Константинопольского, кстати, имеет больше общего с первым случаем — таким умеренно олдскульным шоу Premier о чиновнике, который застрял в коммуналке и попытался привести непутёвого соседа Ивана (Александр Робак) к победе на грядущих выборах мэра. Хотя даже в сравнении с ним, обличающим вообще все социальные классы и показывающим Россию (не без любви) страной, где в общих бедах виноваты поголовно все, у новой гоголевской адаптации какой-то совершенно невероятный разброс сатиры. Константинопольский валит наповал и стреляет из пушки по воробьям.
Алексей Серебряков в роли Плюшкина на кадре из сериала «Мертвые души»
Сериал можно назвать показательным примером современного стримингового контента. После «Домашнего ареста» Буслова и «Последнего министра» Волобуева, которые высмеивали политическую и социальную действительность, «Мертвые души» продолжают эту тенденцию, хотя и не столь явно. Проект Константинопольского ближе к первому случаю — он представляет собой умеренно олдскульное шоу, где чиновник пытается манипулировать системой ради личной выгоды. Однако, в отличие от «Домашнего ареста», который обличал все слои общества, здесь сатира достигает совершенно нового уровня. Константинопольский не щадит никого: он стреляет из пушки по воробьям, но делает это с особым цинизмом и блеском.
Его постмодернистский подход позволяет обходиться без морализаторства — в «Мертвых душах» практически все герои уроды, но уроды очаровательные. Здесь есть алчный Собакевич (Робак), приторно-слащавый Манилов (Дюжев), который играет самого себя с фирменным обаянием, его жена Кама (намек на Камасутру), и даже казак-парамилитарий Ноздрев (Трибунцев). Узнав о свободных местах на престижных кладбищах, они спешат зарезервировать участки получше: кто рядом с Навальным, кто — с Бондарчуком, а кому-то хочется оказаться недалеко от Владимира Владимировича. Четырехсерийная галерея участников ярмарки тщеславия, возможно, смотрелась бы лучше в полнометражном формате, но тогда было бы сложно сохранить уникальность каждого персонажа.
Главная проблема здесь даже не в том, как Константинопольский адаптирует текст. Напротив, по сравнению с его предыдущими работами он демонстрирует завидную сдержанность и не превращает классический сюжет в актерский балаган (разве что в сюжетной линии с Маниловым-Дюжевым, но там это оправдано самим персонажем). Просто его метод, зародившийся еще в 90-х среди шутливо-циничных фильмов вроде «ДМБ» и «Мама, не горюй», так и не эволюционировал. Времена изменились, абсурдистская эстетика ранних российских лент уступила место новым направлениям и стилям, а Константинопольский все еще экспериментирует со старыми историями, лишь меняя местами элементы то ли в надежде получить новый результат, то ли в попытке замаскировать однообразие формулы от зрителя.