Стивен Содерберг зачем-то снял фильм Вуди Аллена о пожилой писательнице, которая пытается помириться с подругами детства.

Пусть говорят Пусть говорят Let Them All Talk , 2020 драма комедия / США Режиссер: Стивен Содерберг В ролях: Мэрил Стрип Лукас Хеджес Дайэнн Уист Кэндис Берген

Известная писательница Элис Хьюз (Мэрил Стрип) работает над новым романом, но её творческий процесс прерывается важной поездкой. Она отправляется на корабле в Лондон, чтобы получить престижную литературную премию (летать она не может, причины станут ясны позже). В путешествие она берёт с собой племянника Тайлера (Лукас Хеджес) и двух подруг детства (Дайэнн Уист и Кэндис Берген), с которыми давно потеряла связь. За ними следует её агент Карен (Джемма Чан), которая отчаянно пытается узнать, над чем именно работает Элис. Неужели это сиквел её знаменитого романа, который когда-то принёс ей Пулитцеровскую премию? Сама Элис, кстати, терпеть его не может.

Элис не торопится раскрывать карты. Ей важнее восстановить утраченные отношения с подругами, которые скоротают время за настольными играми. Но всё не так просто: одна из них, Роберта, уверена, что популярный роман Элис разрушил её жизнь. Ведь главная героиня книги списана с неё, а её муж узнал из сюжета о её измене. И, судя по всему, он действительно был прав.

Мерил Стрип в роли Элис Хьюс на кадре из фильма «Пусть говорят»

Мерил Стрип в роли Элис Хьюс на кадре из фильма «Пусть говорят»

Стивен Содерберг — режиссёр, которого часто называют «ремесленником», но без иронии. Его работы всегда качественные, будь то триллер об ограблениях, драма о матери-одиночке или хоррор, снятый на iPhone. Последние фильмы Содерберга отличаются разнообразием, их объединяет только тема борьбы личности с большими системами. Однако «Пусть говорят» — это новый стилистический эксперимент, который выглядит как отдельный случай даже для него.

Лукас Хеджес в роли Тайлера Хьюза на кадре из фильма «Пусть говорят»

Лукас Хеджес в роли Тайлера Хьюза на кадре из фильма «Пусть говорят»

На этот раз Содерберг снимает кино по сценарию, который кажется позаимствованным из шкафа Вуди Аллена. Такой же вальяжный ритм, простые мизансцены и интонации, которые сразу вызывают ассоциации с его работами. Мэрил Стрип играет классического алленовского персонажа — интеллектуала с неврозами, который погружается в творчество, чтобы скрыться от реальных проблем. Фильм также напоминает Аллена структурно: герои решают свои маленькие проблемы, пока главная героиня пытается собрать всю эту мозаику воедино.

Кэндис Берген в роли  Роберты на кадре из фильма «Пусть говорят»
Кэндис Берген в роли  Роберты на кадре из фильма «Пусть говорят»

Единственное, где Содерберг проявил себя по-настоящему, — это формальная сторона. Он мастерски демонстрирует дискомфорт в общении героев. Обычно в кино перебивки выглядят слишком аккуратно, но здесь герои вклиниваются в разговор бестактно, прерывая друг друга в самый неподходящий момент. Это мы видим, но сами персонажи — нет. Кроме того, Содерберг нарушает классические правила монтажа, игнорируя линию взгляда и операторскую «восьмёрку». Это создаёт ощущение, что диалоги не складываются, а связь между героями отсутствует.

Кадр из фильма «Пусть говорят»

Джемма Чан в роли Карен на кадре из фильма «Пусть говорят»

Содерберг остаётся блестящим стилизатором. Если в «Прачечной» он примерил образ дерзкого левака, то здесь он чувствует себя комфортно в роли престарелого интеллектуала. Но, в отличие от «Прачечной», здесь почти не слышно самого Содерберга. «Пусть говорят» остаётся игрой в жанр, а не полноценной историей.

Это особенно заметно в символизме, который режиссёр раньше себе не позволял. Например, подруги Элис во время игры в «Скриббл» составляют слова «контроль» и «предательство». А сама писательница после эмоционального разговора умирает от разрыва тромба — метафора накопившихся обид, которые «прорвались наружу». Также странно выглядят актёрские работы. Особенно это касается Лукаса Хеджеса, чьи реакции камера часто выхватывает крупным планом, хотя они кажутся неестественными. На смерть близкого человека он реагирует фразой «о нет…», которая звучит наигранно.

По сюжету Элис встречает своего антипода — успешного автора «низкого жанра», возможно, вроде Стивена Кинга. А финал оказывается предсказуемым: «главное не цель, а друзья, которых мы встретили по пути». В итоге «Пусть говорят» — это странный фильм-симулякр, копия уже вторичных идей. Как будто недостаточно того, что поздний Вуди Аллен сам похож на бледную версию себя прежнего.

Похожие материалы

Write a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *