Когда семейное путешествие превращается в дорогу к себе… и немного в ад! Рецензия на фильм «Родные»
Дорожное путешествие навстречу мечте – комедия о семейных неурядицах, от которой становится грустно.
Родные 2021 комедия / Россия Режиссер: Илья Аксенов В ролях: Сергей Бурунов Ирина Пегова Семен Трескунов Лиза Монеточка
Если вы думали, что российская комедия уже исчерпала все возможные сюжетные ходы — встречайте «Родные». Фильм Ильи Аксенова, написанный совместно с Жорой Крыжовниковым, — это смесь семейной драмы, дорожной истории и попытки разобраться с русским менталитетом. Получилось ли у создателей? Ну, как сказать…
Монеточка в роли Насти и Сергей Шакуров в роли деда на кадре из фильма «Родные»
В центре сюжета — семья, которая на первый взгляд кажется типичной для русского кино: отец-деспот (Сергей Бурунов), который то и дело пытается всех контролировать, старший сын-бугай (Никита Павленко), младший сын-аутист интернета (Семён Трескунов) и мама, которая тихо терпит всё это безобразие (Ирина Пегова). Но вот незадача: глава семейства узнаёт, что у него неизлечимая болезнь, и решает собрать всю родню в последнее путешествие. Куда? На Грушинский фестиваль, конечно! Ведь там он сможет исполнить свою заветную песню об оладушках. Да, именно так.
На бумаге звучит трогательно, но в реальности всё куда сложнее. По мере того как герои колесят по просторам России, их семейные проблемы начинают выплёскиваться наружу. Отец оказывается не просто деспотом, а ещё и эгоистом, который ради своей «последней мечты» готов заставить всех страдать. Старший сын — этакий фанат Данилы Багрова, который пытается соответствовать образу «настоящего мужика», но при этом остаётся довольно примитивным. А младший сын Саня, который давно отдалился от семьи, пытается найти общий язык с отцом, но постоянно натыкается на стену его самодурства.
Сергей Бурунов в роли отца и Семен Трескунов в роли Сани на кадре из фильма «Родные»
Фильм берёт за основу идею путешествия, которое становится способом переосмыслить свою жизнь. По сути, это попытка создать русскую версию «Путешествия из Петербурга в Москву» или хотя бы современный ответ «Витьке Чесноку». Но если в классических произведениях дорога раскрывала характеры героев через столкновения с окружающим миром, то здесь она больше работает как повод для экскурса в семейные драмы.
Ирина Пегова на кадре из фильма «Родные»
По пути герои сталкиваются с массой ситуаций: от ночёвок в полях до встреч с местными жителями, которые добавляют истории абсурда и комизма. Особенно запоминается эпизод с ветеранами-жуликами, которые устраивают целое представление. Но чем дальше движется сюжет, тем больше становится очевидно, что под маской комедии скрывается довольно мрачная драма. Отец манипулирует всеми вокруг, используя свою болезнь как инструмент давления. А семья, вместо того чтобы восстать против этого деспотизма, продолжает терпеть и оправдывать его.
Одним из главных минусов фильма является его неоднозначный тон. Вроде бы это комедия, но шутки часто граничат с чёрным юмором, а некоторые моменты вызывают скорее чувство дискомфорта, чем смеха. Например, когда отец пытается спеть свою знаменитую песню об оладушках, а всё идёт наперекосяк, — зритель начинает испытывать не смех, а лёгкую неловкость.
Точно так же работает и концовка, где все герои, казалось бы, находят примирение. Но вместо того чтобы почувствовать катарсис, зритель остаётся с вопросом: «А стоило ли всё это того?» Авторы явно пытались балансировать между иронией и морализаторством, но в итоге получился какой-то странный гибрид. С одной стороны, фильм критикует патриархальные устои и деспотизм в семье. С другой — он всё равно оправдывает их, показывая, что «так уж принято».
Один из главных обломов фильма — это музыка. Несмотря на то что действие разворачивается вокруг Грушинского фестиваля, музыкальная составляющая остаётся на уровне школьного капустника. Вместо ярких номеров и живых выступлений мы получаем затёртые шлягеры и шансон, который скорее вызывает желание покинуть помещение, чем подпевать.
«Родные» — это фильм, который пытается быть одновременно смешным, трогательным и глубоким, но в итоге застревает где-то посередине. Он точно найдёт своего зрителя среди тех, кто любит истории про русскую семью со всеми её проблемами и особенностями. Но если вы ждёте чего-то свежего или оригинального, то лучше обратите внимание на другие картины.
Это история о том, как семья может быть одновременно и источником боли, и единственным местом, где тебя всегда примут. Но иногда этот приём выглядит скорее как принуждение, чем как выбор. И если вы готовы к этому — добро пожаловать в автобус «Родных». Только не забудьте взять с собой успокоительное.