Когда Плоский мир теряет свою магию: рецензия на сериал «Стража»
Первая дорогая экранизация романа из «Плоского мира» Терри Пратчетта — в которой, к сожалению, от самого Пратчетта осталось не так уж и много.
Стража The Watch , 2021-… 1 сезон / боевик драма приключения / Великобритания Режиссеры: Эмма Салливан Крэйг Вивейрос Брайан Келли В ролях: Сэмюэл Адевунми Марама Корлетт Ричард Дормер Джо Итон-Кент
В Анк-Морпорке, самом древнем и хаотичном городе на свете, появляется новый стражник. Моркоу Железобетонссон — приёмный гном ростом под два метра, который готов блюсти закон с непоколебимой строгостью. Но он ещё не знает, что в этом городе правят свои законы: Гильдии Воров и Убийц легализованы, а местная полиция больше озабочена погоней за псом, который помочился на ногу капитану Сэмюэлю Ваймсу (Ричард Дормер). Однако скоро всё изменится. В городе появляется давно погибший знакомый Ваймса, задумавший уничтожить Анк-Морпорк с помощью магии и дракона.
Ричард Дормер в роли Сэмюэла Ваймса на кадре из сериала «Стража»
Для поклонников Терри Пратчетта сериал «Стража» вызвал разочарование ещё до выхода. Причина проста: создатели взяли богатый и уникальный мир «Плоского мира» и превратили его в нечто совершенно иное. Нет, они не изменили цвет кожи или гендер героев — сэр Терри сам был сторонником инклюзивности. Например, одна из его книг, Equal Rites , рассказывает о юной ведьме, которой отказывают в обучении только потому, что она женщина.
Проблема в другом. Авторы сериала собрали случайные элементы из разных книг цикла, смешали их в кучу и добавили собственную интерпретацию. Моркоу Железобетонссон прибыл в Анк-Морпорк в романе «Стража! Стража!» , оборотень Ангва появилась только в «К оружию! К оружию!» , а линия злодея Карцера частично взята из «Ночной стражи» . Но даже узнаваемые имена скрывают за собой персонажей, которые мало напоминают оригинал.
Марама Корлетт на кадре из сериала «Стража»
Сериал пытается совместить сразу несколько жанров: комедийное фэнтези, детектив, мелодраму и даже социальную драму. На первый взгляд, это должно было стать преимуществом. Но вместо гармоничного микса получился беспорядочный винегрет.
Если книги Пратчетта пародировали и высмеивали клише фэнтези, то сериал почему-то начинает им следовать. Например, вечные шутки о пьянстве капитана Ваймса превращаются в трагическую историю о зависимости. А абсурдные диалоги о классовом неравенстве в Анк-Морпорке становятся серьёзными разговорами без капли иронии.
Самое обидное, что создатели могли бы сделать что-то действительно интересное. Например, взять за основу стиль сериала «Детективное агентство Дирка Джентли» , который тоже отходил от оригинальных текстов Дугласа Адамса, но сохранял их абсурдный дух. «Стража» же решает спустить вселенную Пратчетта на землю, лишая её того самого очарования, которое делало книги особенными.
Ричард Дормер в роли Сэмюэла Ваймса на кадре из сериала «Стража»
Одна из главных проблем сериала — его неспособность передать юмор Пратчетта. Лучшие шутки писателя часто прятались в лирических отступлениях, которые сложно воспроизвести на экране. Но вместо попыток найти подходящую форму авторы просто выбросили этот юмор за борт.
Например, в книгах постоянные шутки о плачевном состоянии Анк-Морпорка — города, где грязь стоит стеной, а воздух можно резать ножом — были полны иронии. В сериале эти темы превращаются в мрачные разговоры о социальной несправедливости. Без доли самоиронии, которая делала высказывания Пратчетта мощными и острыми, остаётся лишь банальная мораль.
Сериал «Стража» — это попытка экранизировать одно из самых сложных литературных произведений, но сделанная через призму поверхностного понимания. Создатели взяли внешние атрибуты: имена, названия, отдельные события — и забыли про самое важное: дух «Плоского мира».
Если вам нравились книги Пратчетта за их уникальный юмор, глубокие социальные комментарии и безумную логику, то сериал может показаться разочарованием. Это не адаптация, а скорее попытка создать новую историю, используя старые имена.
Тем не менее, если вы готовы отнестись к «Страже» как к самостоятельному произведению, не сравнивая его с книгами, то сможете найти здесь несколько приятных моментов. Ричард Дормер отлично играет капитана Ваймса, а визуальное воплощение Анк-Морпорка выглядит ярко и стильно.
Но для тех, кто любит Плоский мир таким, каким его создал Терри Пратчетт, этот сериал, увы, не станет подарком. Как говорил сам писатель: «Вымышленные истории раздражают людей без воображения». Возможно, теперь мы знаем, к кому это относилось.