Канны-2024: рецензия на фильм «Женщины на балконе» — феминистскую хоррор-комедию от Ноэми Мерлан
Нежное, грустное и смешное переосмысление поджанра «месть за изнасилование».
Девушки на балконе Les femmes au balcon , 2024 комедия ужасы фэнтези / Франция Режиссеры: Ноэми Мерлан Селин Сьямма В ролях: Сухейла Якуб Санда Кодряну Ноэми Мерлан Лукас Браво Буду смотреть
Осенью 2022 года на Каннском кинофестивале в секции «Полуночные показы» состоялась премьера нового фильма режиссёра и актрисы Ноэми Мерлан — «Женщины на балконе» . Этот проект стал неожиданным шагом для создательницы, известной своими драматическими ролями в таких картинах, как «Портрет девушки в огне» и «Куриоса» , а также её дебютным роуд-муви «Моя любовь» , который был скорее инди-ромкомом, чем жанровым экспериментом.
Ноэми Мерлан Мерлан в роли Элиз на кадре из фильма «Женщины на балконе»
Новый фильм: яркое начало и сложные темы
Фильм начинается с динамичной и шокирующей сцены: женщина преклонных лет убивает своего домашнего тирана-супруга, и кровь заливает экран. Камера плавно скользит по балконам многоквартирного дома в жарком Марселе, где живут три главные героини:
- Руби (Сухейла Якуб) — веб-камщица.
- Николь (Санда Кодряну) — начинающая писательница.
- Элиз (Ноэми Мерлан) — актриса, которая опаздывает к подругам после съёмок фильма о Мэрилин Монро.
Три женщины собираются вечером, чтобы поболтать под бокал вина, но их вечер превращается в драматическую историю, связанную с изнасилованием одной из них и последующей местью.
Ноэми Мерлан Мерлан в роли Элиз на кадре из фильма «Женщины на балконе»
Темы травмы и сестринства
Сюжет фильма колеблется между жанровым хулиганством (например, мести за домашнее насилие), задушевными разговорами и глубокими рассуждениями о теле и телесности. «Балконетки» можно назвать сеансом коллективного переживания травмы со всеми стадиями отторжения и принятия. Мерлан мастерски совмещает жанровые элементы (расчленённые конечности, паранормальные явления) с трогательными моментами сестринской поддержки и стремлением помочь подруге, пережившей изнасилование.
В своих попытках сочетать несочетаемое режиссёр то и дело теряет равновесие: фильм легко можно назвать абсолютно несдержанным, неделикатным или даже нахальным . Однако эта намеренная потеря самообладания оказывается органичной для нарратива, который постепенно наполняется мистическими элементами.
Эмоциональное воздействие
Без сомнения, «Балконетки» могут тронуть одних зрителей до слёз, а других довести до крайней степени раздражения. Особенно своей беззастенчивой тягой к возмездию за все те случаи, когда женщины «оказывались снизу» не по своей воле. Трудно передать словами, как Мерлан удаётся сочетать форму упрямого манифеста с искренней эмпатией и обезоруживающим сочувствием ко всем, кто оказался в статусе жертвы. С жертвенностью и уязвимостью режиссёрка стремится распрощаться.
Сухейла Якуб в роли Руби на кадре из фильма «Женщины на балконе»
Физиология и бодипозитив
Физиологические вопросы в фильме касаются не только секса по принуждению, но и всех граней телесности. Мерлан с возмутительным и поразительным спокойствием пропагандирует бодипозитив, лишний раз проговаривая: «Моё тело — моё дело» . Едва ли в кино до этого можно было встретить столь откровенную и остроумную сцену приёма у гинеколога, да и шуток о метеоризме она совершенно не стесняется. Как часто бывает, когда всё наболевшее выливается на экран стремительным потоком, не все гэги срабатывают, а повествование местами выглядит рваным и незаконченным. Пробоины в сценарном корпусе лечатся безграничным обаянием актрис, и при всей неряшливости формы моменты сестринства и солидарности неизменно трогают сердца.
Итог: провокация, которая заставляет говорить
Несмотря на некоторые недостатки, «Женщины на балконе» остаются мощным и смелым проектом, который не боится затрагивать сложные темы. Фильм сочетает в себе элементы чёрной комедии, мистики и феминистского манифеста, заражая энергией и провоцируя зрителя не молчать.