Удручающий триллер о человеческих пороках.
В российском прокате появился “Шаман” — триллер режиссёра Михаила Мерзликина, исследующего тему шаманизма. История разворачивается вокруг одинокого старика (Юрий Майнагашев), живущего в заброшенной хижине среди бескрайних снегов Хакасии. Попасть к нему непросто, но люди всё равно приходят, чтобы загадать желание. Согласно древним традициям, шаман обязан выполнить любую просьбу, иначе его ждёт смерть. Однако посетители оказываются эгоистичными и алчными: молодая девушка мечтает о славе в соцсетях, тракторист (Антон Зацепин) хочет повышения, а его любовница (Анастасия Теплинская) желает разрушить чужую семью.
Марина Федункив в роли Любы на кадре из фильма «Шаман»
Шаман исполняет желания, но с хитрым подтекстом, как джинн из сказки. Каждый получает задание, требующее морального выбора: за лайки придётся убить человека, ради карьеры — разрушить семью, а для любви — совершить ограбление. Люди соглашаются, несмотря на жестокость условий, и их поступки запускают цепочку трагических событий, грозящих серьёзными последствиями.
Юрий Майнагашев в роли Шамана на кадре из фильма «Шаман»
Михаил Мерзликин, известный своими документальными работами о шаманизме, пытается передать аутентичность хакасской мифологии. Но если фактология вызывает доверие, то остальные аспекты фильма оставляют вопросы. Лента перегружена нравоучениями, которые режиссёр подаёт слишком прямолинейно. Зритель видит знакомые истины: люди сами создают свои беды, желания могут быть опасны, а игры с потусторонними силами ведут к трагедии. Однако эти идеи преподносятся через шаблонных персонажей и наигранную драматургию.
Кадр из фильма «Шаман»
Технические аспекты также оставляют желать лучшего. Звуковое сопровождение напоминает студенческие работы, цветокоррекция выглядит дешёвой, а музыка иногда заглушает диалоги. Режиссёр пытается компенсировать ограниченность одной локации, но сравнение с фильмами вроде “Коллектора” или “Лока” только подчеркивает недостатки “Шамана” .
Фильм активно давит на жалость и пытается учить зрителя, но вместо этого превращается в набор банальностей и нравственных клише. В современном кинематографе такая подход уже не работает — это главная ошибка создателей “Шамана” .