
Те, кто смотрел документальный фильм Криса МакКима 2020 года о Дэвиде Войнаровиче, наверняка заметили ещё одну значимую фигуру — Питера Худжара. Фотограф арт-сцены Нью-Йорка был не только его любовником, но и близким другом, наставником, чья смерть в 1987 году стала катализатором для политической активности Войнаровича. Через пять лет после ухода Худжара сам Дэвид скончался от СПИДа в возрасте 37 лет.
Эта трагическая неизбежность пронизывает новый фильм Айры Сакса “День Питера Худжара” . Режиссёр создаёт уникальный эксперимент в жанре биографического кино, где время словно замедляется, позволяя зрителю глубже погрузиться в жизнь художника. Бен Уишоу, исполнивший главную роль, воплощает образ Худжара с удивительной грацией и чувствительностью. Его актёрская игра делает повествование одновременно интимным и масштабным.
Сакс известен своими работами о жизни Нью-Йорка (“Keep the Lights On” , “Love is Strange” ), но “День Питера Худжара” отличается от них своей документальной природой. Фильм напоминает литературные мемуары, такие как “Просто дети” Патти Смит, воскрешая арт-сцену 1970-х годов. В центре внимания — черно-белые портреты Худжара, полные интимности и связи с объектами съёмки.
Один из самых ярких эпизодов фильма — рассказ о встрече Худжара с Алленом Гинзбергом. Их взаимодействие, полное сарказма и напряжённости, контрастирует с мягкостью, с которой Питер описывает свои будни. Зритель узнаёт о его планах сфотографировать Уильяма С. Берроуза, о разговорах с Лорен Хаттон и Сьюзан Зонтаг, а также о бытовых моментах: покупке сигарет, приготовлении еды или разговорах с друзьями. Эти детали создают живой портрет человека, чья жизнь была наполнена как творческими амбициями, так и повседневными трудностями.
Бен Уишоу мастерски передаёт сложность характера Худжара: его уязвимость, сексуальность, стремление к признанию и одновременно желание сохранить независимость. Актриса, играющая Линду, становится идеальным контрапунктом, поддерживая диалоги, полные юмора, сплетен и философских размышлений. Особенно трогательны моменты их импровизированных танцев под старые рок-хиты или обсуждений вымышленных музыкантов.
Фильм снят оператором Алексом Эшем на 16-миллиметровую плёнку, что добавляет ему текстурности и аутентичности. Монтаж Аффонсо Гонсалвеса подчёркивает постепенные изменения освещения, создавая поэтическое ощущение течения времени.
“День Питера Худжара” — это больше чем биография. Это медитация о творчестве, дружбе и меланхолии, которая остаётся актуальной даже спустя десятилетия. Фильм напоминает о важности архивов и памяти, предлагая зрителям увидеть красоту в мелочах жизни.