Рецензия на фильм «Папа умер в субботу»: Возвращение домой, чтобы простить или понять
Дебютный фильм Заки Абдрахмановой — лауреат фестиваля «Маяк».
Папа умер в субботу 2024 драма / Россия Режиссер: Зака Абдрахманова В ролях: Лаура Турсунканова Самал Еслямова Шарифбек Закиров Амина Оразбай Буду смотреть
Село недалеко от Алматы давно перестало быть родным для Айко (Лаура Турсунканова). Развод родителей, её свадьба с русским парнем, противоречащая местным традициям, переезд в Москву — всё это отдалило её от дома. Когда она уезжала, казалось, что мать даже не вышла на крыльцо помахать ей платком. Сегодня мать и вовсе советует дочери не приезжать на похороны отца. Но Айко всё равно собирает вещи и отправляется туда, где оставила самые болезненные воспоминания. Она приезжает не попрощаться, а встретиться лицом к лицу с тем, что долго пыталась забыть.
Лаура Турсунканова в роли Айко на кадре из фильма «Папа умер в субботу»
По возвращении её встречает пронзительный вой плакальщиц. Становится ясно: для Айко её отец умер не в эту субботу. Он ушёл из её жизни намного раньше, и тогда она оплакала его куда скромнее. Новая семья отца — вдова Венера (Самал Еслямова), подросток Кука (Амина Оразбай) и маленький сын — принимают соболезнования, словно бы играя свои роли. Тётя (Данагуль Темирсултанова) просит Айко быть терпимее: ведь они тоже лишились близкого человека. Но Айко задаёт вопрос, который режет воздух, как нож: «А кого потеряла я?» Именно этот вопрос становится центральной темой фильма Заки Абдрахмановой.
Лаура Турсунканова в роли Айко на кадре из фильма «Папа умер в субботу»
«Папа умер в субботу» — это дебют Заки Абдрахмановой, и он строится на автобиографических событиях. Однако это не классические мемуары, а скорее автофикшн — смесь документального и художественного подхода. Режиссёр уже исследовала свою историю в документальной ленте «Жаным», но здесь она делает шаг в сторону игрового кино, пытаясь взглянуть на ситуацию со стороны.
Айко приезжает не оплакивать отца, а скорее доказать самой себе, что повода для слёз нет. Постепенно зрители собирают обрывки её детства: образ бабушки, которая никогда не говорила лишнего; силуэт отца-тирана, которого все считали героем войны и которому всё прощалось. Фильм раскрывает семейные раны, которые так и не успели зажить до конца.
Родня и возвращение на малую родину — вечные темы, которые режиссёры раз за разом пытаются исследовать. Здесь маленькое село становится лабораторией, где героиня пытается осмыслить свою идентичность. Её воспринимают как заносчивую москвичку, предавшую свои корни. А она смотрит на тех, кто остался, свысока: они, мол, не доросли до её амбиций. Особенно это касается одноклассниц и Даника (Шарифбек Закиров), который когда-то чуть не разбился из-за неё, влюбившись безответно.
Лаура Турсунканова в роли Айко на кадре из фильма «Папа умер в субботу»
Но Айко — не идеальный герой. Она гневлива, заносчива, временами кажется холодной. И именно эта неидеальность делает её по-настоящему человечной. Мы видим, как она пытается научиться прощать, хотя это даётся ей нелегко. Мать, например, как-то смогла простить отца. А вот Венере и Куке, кажется, прощать не за что.
Один из ключевых элементов фильма — язык. Айко говорит по-русски, в то время как вокруг все общаются на казахском. Это создаёт невидимый барьер между ней и остальными. Русский для неё становится не только средством коммуникации, но и способом защиты, инструментом, с помощью которого она выстраивает границы.
Сценарий фильма был написан при участии Надежды Мещаниновой, и её влияние заметно в проработке характера Айко. Героиня — колючая душа, которая не даёт себя обнять. Но в финале объятие всё же происходит. Ведь «Папа умер в субботу» — это фильм не о мёртвых, а о живых, которым однажды не хватило любви. И всегда найдётся тот, кто готов поделиться своей.
«Папа умер в субботу» — это фильм о том, как трудно вернуться туда, откуда уехал. О том, как боль прошлого продолжает жить внутри нас, даже если мы стараемся её игнорировать. Лаура Турсунканова, исполнившая главную роль, привносит в картину живую энергетику и харизму. Её Айко — настоящая, неидеальная, но именно поэтому трогательная и понятная.
Фильм Заки Абдрахмановой — это попытка разобраться с собственной историей, но в то же время он затрагивает универсальные темы: семья, прощение, принятие себя и других. Это кино, которое заставляет задуматься о том, как мы относимся к своим близким и как часто не замечаем, что они нуждаются в нашей любви.
В «Папа умер в субботу» есть щемящая боль, но также и надежда. Потому что, даже если кому-то не хватило любви в прошлом, всегда есть шанс найти её в настоящем.